Статьи / 12.01.2015 г. Медико-психологическая помощь в Охране здоровья семьи и Репродукции ( январь 2015 год)

Демографическая ситуация в Ростовской области конца 90-х годов прошлого века характеризовалась резким спадом рождаемости, растущим уровнем абортов в области, снижением общего и репродуктивного здоровья населения, негативными изменениями сексуального поведения, а также ростом уровня заболеваний, передающихся половым путем.

Становление центра и службы охраны здоровья семьи Ростовской области проходило в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Планирование семьи на 1995-2002 г.». С момента создания в 1996 году и по настоящее время Центр является ведущим организационно- методическим учреждением в сфере охраны репродуктивного здоровья населения. Оказывает высококвалифицированную помощь семье.

Одним из основных факторов, негативно влияющих на репродуктивное здоровье , приводящих к бесплодию и возникновению гинекологических заболеваний являются аборты. О необходимости сокращения их числа прямо говорится в концепцмм демографической политики российской Федерации до 2025 года. Снижение числа абортов имеет серьезный потенциал для повышения рождаемости. Безусловно, такая непростая задача должна решаться комплексом мер, включающим меры информационного характера, материального стимулирования, а также адресную работу в лечебных учреждениях с беременными женщинами, находящимися в ситуации принятия решения о ее сохранении или прерывании.

Действующие нормативные документы федерального уровня предписывают акушеоско-гинекологической службе не только проведение консультирования по планированию семьи, но и необходимость оказания психологической помощи женщине. По сути, наряду с приказом Минздравсоцразвития России №808 н от 02.10.2009 «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи»,  предусматривающим штатные должности медицинских психологов, это является основанием для организации постоянной работы психологов в женских консультациях, особенно в части консультирования женщин до аборта.

Последовательно изданные приказы Федерального министерства здравоохранения регламентировали организацию деятельности кабинетов медико-социальной помощи в женских консультациях. Где ключевая роль принадлежит психологу.

В методическом письме Минздравсоцразвития РФ №15-0/10/2-9162 от 13.10.2010 «психологическое доабортное консультирование», описывающем организационно-методические особенности консультативной работы по снижению числа преждевременного  прерывания беременности, особо подчеркивается факт уменьшения количества абортов в женских консультациях, где на должном уровне осуществляется медико-психологическое консультирование.

Сегодня проведение психологического доабортного консультирования пациентки с нежелательной беременностью становится такой же острой необходимостью, как и оказание квалифицированной психологической помощи женщинам в кризисной ситуации. Решение проблемы социально-обусловленного аборта, отказ от него и установка на рождение детей может существенно повлиять на повышение рождаемости и изменение существующих негативных демографических тенденций.

Отличительной особенностью Областного центра планирования семьи является то, что уже более 10 лет он является основной клинической базой кафедры медицинской психологии и психотерапии Ростовского государственного медицинского университета. Медицинские психологи и врачи-психотерапевты Юга России, а также большинство врачей акушеров-гинекологов – сотрудников Центра, регулярно проходят обучение на циклах тематического усовершенствования по семейной терапии и психологическому консультированию.

Центр оказывает комплексную помощь парам, вступающим в брак по вопросам диагностики психологической готовности к браку, психологической адаптации к семейной жизни и ее трудностям.

Одним из наиболее значимых разделов деятельности является психопрофилактическая подготовка беременных «Будущая мама», рассчитанная на широкий контингент слушателей, включающий не только самих беременных но и членов их семей, желающих принять участие в процессе подготовки к родам.

Открытию школы предшествовала серьезная теоретико-методическая работа, в результате которой была сформирована адаптированная к условиям Центра программа, включающая 12 занятий по 2 часа. Каждое занятие включает «акушерский ликбез», посвященный пополнению информационного багажа относительно физиологических аспектов беременности и родов и психологическую часть, состоящую из гимнастик, психотренинга и психодиагностики актуального психоэмоционального состояния.

Задачами Школы беременных «Будущая мама» являются:

  • установление доверительных и конструктивных отношений с участницами группы, необходимых для  продуктивной и творческой работы;
  • пополнение информационного багажа относительно физиологических и психологических аспектов беременности, родов и послеродового периода;
  • создание позитивной установки на роды, преодоление внутренних барьеров и страхов, связанных с беременностью и родами;
  • физической и психоэмоциональной подготовке организма к родам с помощью разработанных гимнастик беременных, дыхательных техник, массажа, аутотренинга и т.д.
  • раскрытие творческого потенциала женщины  приобретение навыков творческого общения с ребенком до и после его рождения, а также обучение особенностям ухода за новорожденным.

На всех этапах работы с помощью специальных тестов отслеживается состояние беременных, и при необходимости в план занятия вносятся необходимые коррективы. В конце каждого цикла вручаются дипломы об окончании Школы беременных и выслушиваются пожелания к организаторам школы.

        Ежегодно проводятся занятия в 50-60 группах с «охватом» 600-700 слушательниц.

Практически все женщины, прошедшие обучение по нашим программам, дали положительную обратную связь после родов и отметили:

  • отсутствие психоэмоциональных нарушений во время всего следующего за школой периода беременности и в послеродовом периоде;
  • достаточно высокий уровень информированности о процессе родов, более продуктивное взаимодействие с медперсоналом во время родов;
  • более спокойный и осознанный контакт с ребенком, обеспечивающийся конкретными в школе беременных занятиями об особенностях развития и ухода за новорожденными.

Следует признать опыт работы школ беременных не только успешным, но и крайне необходимым в плане предотвращения возможных осложнений. А также полезным для раскрытия творческого потенциала матери и, следовательно, будущего ребенка.

 

 

                                                                                                                                                    Т.И. Федоровых,

                                                                                                                                                    И.Н. Хмарук,

                                                                                                                                                    И.В. Смольнова    

 

 

Яндекс.Метрика